Закрытая страна

23 ноября 2019 | 11:11
Автор: @botkind

Три сестры

В декабре (2019) есть желание съездить в Смоленск на закрытие поискового сезона. 

Казалось бы, какая проблема и зачем об этом писать пост? Между Брестом и Смоленском прямая дорога в 2 полосы, и ни одного города по пути — всего 666 километра, прохождение которых на машине Google оценивает в 7 часов.

Карта маршрута брест-смоленск

Зимой, правда, ездить за рулём не очень люблю, но есть опять же, прямой поезд Брест-Москва, и не один, с обязательной остановкой в Смоленске. И вроде бы что мне мешает, но! На самом деле поездка в Россию это тот ещё квест! Как говорил великий русский/украинский писатель — “редкая птица долетит до середины Днепра!”.  

Ещё в прошлом, 2018 году, я случайно узнал, что гражданам иностранных государств (а я гражданин Литвы) въезжать в Российскую Федерацию по земле, через территорию Беларуси (автотранспортом) нельзя. Железнодорожным, к слову, тоже. Т.е. я не могу купить билет на поезд в Бресте и поехать на нём в Москву или в Смоленск. 

Другими словами, у иностранцев желающим путешествовать в Россию на автомобиле есть всего 2 опции — погранпереход “3 сестры” на границе Беларуси, Украины и России. Либо, второй вариант — въезжать в Россию через Литву и Латвию. 

Погранпереход Три сестры
Вариант 1
Брест-Смоленск через Латвию
Вариант 2

СПРАВКА: Дело в том, что между Беларусью и Россией нет пограничного контроля, и жители этих двух стран могут беспрепятственно пересекать границу. При этом иностранным гражданам для въезда и в Беларусь, и в Россию нужны национальные визы каждой из стран. Но, проблема не в этом, а в том, что при въезде в Россию через Беларусь иностранец не может получить въездного штампа, и, соответственно, без него даже с действующей российской визой на территорию Российской Федерации въехать не могут. Россия и Беларусь пытаются (который год) договорится о взаимном признании виз друг друга, но пока неудачно. 

Закон о пересечении границы РФ и РБ
С сайта посольства Российской Федерации в Республике Беларусь

Такое положение дел уже несколько лет (если не ошибаюсь с 2017 года) и почему, при этом, нельзя поставить простенький киоск на основных магистралях, и ставить въездные штампы тем, кому они нужны, а не разворачивать их на “Три сестры” в объезд (а об этом ведь никто не предупреждает), за сотни километров, не очень понятно. Ведь такие вещи наносят огромный репутационный урон всей стране, особенно учитывая то, как быстро можно распространять информацию с помощью соц.сетей.    


Граница Польша-Беларусь

Уже два года я живу в Бресте, и успел накатать на велосипеде несколько тысяч километров у границы, где самые быстрые велодорожки. И вот что заметил — иностранных номеров почти нет (в основном польские: либо варшавские, либо люблинские). Летом и на майские достаточно много машин с московскими номерами. И всё. 

Дорога в Бресте сразу после пересечения границы у пагранперехода Варшавский мост
Пустая дорога на въезде из Европы в Беларусь/Россию

Для иностранцев в Беларуси основные автомагистрали платные. Для того, чтобы по ним ездить надо получить специальный прибор. В Бресте его выдают на первой большой заправке после пересечения границы. Я получал его за несколько недель до поездки в Россию. Вместо со мной в очереди на получение и оплаты этого приборчика стояло ещё несколько машин с немецкими и французскими номерами, но все говорили на русском, т.е. это не туристы, а люди, которые когда-то эмигрировали и сейчас, вероятно, едут в гости к родственникам.   


Граница Беларусь — Россия

Тоже самое на самой российской границе. Были машины с номерами из Молдавии и Украины, россияне понятно, и всё. В Россию я был единственным на европейских номерах. Обратно — за мной стояли “немцы”, которые разговаривали на русском. 

К слову, иностранец желающий поехать путешествовать в Россию на автомобиле должен быть готов к 2-м границам! Что тоже не добавляет желания. Сначала пересечь не самую быструю польско-белорусскую границу, а потом “Три сестры” (мы там 6 часов стояли в 2018-м). 

Очередь на границе Три сестры
Погранпереход «Три сестры» — многочасовая очередь

В общем, летайте самолётами Аэрофлота! Что, к слову, тоже не дёшево!

Цены на авиабилеты в Москву skyscanner
Цена на билеты (не выходной день) из Вильнюса в Москву и обратно

Вильнюс-Москва-Вильнюс стоит 165 евро (Вильнюс-Берлин-Вильнюс, примерно такое же расстояние, в два раза дешевле). 


Аэропорт Смоленск

С удивлением обнаружил, что в Смоленске нет аэропорта. Точнее он есть, но туда ничего не летает. Целая область (размером с Литву!) в XXI веке без авиасообщения! К слову, в Литве 2 активно действующих аэропорта (Вильнюс и Каунас).

Самолёт заходит на посадку в Вильнюсе
Самолёт заходит на посадку в аэропорте Вильнюса

Т.е. ближайший аэропорт Смоленска либо в Минске, либо в Москве. И напрямую в Париж ну никак не получится (зато можно в Ниццу на поезде — это сарказм).

В принципе, отсутствие аэропорта и авиасообщения говорит всё и о регионе, и о положении в стране в целом — денег у народа нет, бизнес связей у региона нет ни с другими регионами страны, ни даже со столицей. Не говоря уже о связях с европейскими государствами.

Да, в Смоленске есть визовый центр (ограниченное число стран — Литва, Польша, Греция, Чехия, Эстония). Но, в регионе со средней зарплатой 20.000 рублей делать визу за 7.000 на человека +дорога до Москвы +скорее всего гостиница в Москве +самолёт до условного Парижа +гостиница в условном Париже +расходы на месте +вернуться, согласитесь, дорого!

P.S. Для интереса посмотрел цену на билет из Москвы в Париж на октябрь (даже не на лето!).

47.000 рублей на двоих туда/обратно! Плюс визы +дорога до Москвы +гостиница в Москве +гостиница в Париже +магнитик!

Не обязательно ставить колючую проволоку на границе. Просто ввести визовый режим, и довести народ до нищеты…

Несколько лет назад мы с подругой поехали путешествовать по литовской глубинке, и я был удивлён насколько всё благополучно выглядит. Не такая и большая разница с моей любимой Швецией.

И всё благодаря открытым границам. Нет в Литве человека, который бы не был за границей. Более того, в Литве трудно найти молодого человека, который бы не жил какое-то время за границей. Люди уезжают, люди возвращаются, и привозят с собой новый идеи, понимание красивого, эстетику, деньги в конце концов. 

Не можешь создать для своего народа (для начала это не твой народ) достойного уровня жизни — открой границу. 

Ведь люди в российской глубинке другой жизни не видели — они не знают, что может быть по-другому, что где-то есть другой мир. 

Ещё до поездки в Смоленскую область, современные сервисы (google maps, например) позволили эту область достаточно подробно рассмотреть и сделать определённые выводы. И то что я увидел там, а потом своими глазами — это точно не Швеция, и даже не Литва…

Дорога в Смоленской области
Смоленская область. Google maps

ПРИМЕЧАНИЕ: Посмотрел по другим российским областным городам в поисках авиарейсов в Париж. В Пскове, в Новгороде аэропортов тоже нет. В Брянск что-то минимально летает, но, кажется, только в Москву.


Флорида

Ближайший аэропорт (московский) в 375 километрах от Смоленска — это очень далеко.

Аэропорт Амстердам перед вылетом в США

В 2009 году по работе мне надо было лететь в США. West Palm Beach — 119 километров от Майами. 119 километров от Майами значило для меня, что мне и надо в Майами, а оттуда уже на поезде/автобусе. Когда я прилетел американцы никак не могли выяснить, почему я летел в Майами, а не сразу в Уэст Палм Бич, у которого есть свой собственный международный аэропорт! 

Дорога во Флориде
Из Майами в West Palm Beach

Кстати, между Уэст Палм Бич и Майами есть ещё несколько городов, в каждом из котором тоже есть аэропорты!

Карта Майами - Уэст Палм Бич
От Майами до Уэст Палм Бич всего 119 километров

Я не поленился и посчитал сколько на этих 119 километрах аэропортов (без мелких аэродромов): West Palm Beach, Ford Lauderdale (2 штуки), Lake Worth, Hollywood и собственно Miami — 7 аэропортов на 119 километрах пути!

Карта аэропортов Флориды
7 аэропортов на 119 километрах…

Открытая страна — это возможность свободно перемещаться, т.е.:

  1. Безвизовый режим;
  2. Финансовые возможности;
  3. Инфраструктура (аэропорты, дороги);

Кроме того, быть открытой страной это даже не столько возможность купить билет и слетать в Испанию на море, нет! 

Быть открытой страной — это возможность разговаривать и вести диалог на одном языке, и это уже не столько туризм, сколько более тесные связи — образование, бизнес, культура. 

Я много раз за последние годы был в Москве, и конечно, в основном в центре, ведь я по сути, тоже турист, и честно скажу, был поражён отсутствием иностранцев. Лично для меня, человека, который в том числе объехал вокруг света, и кое-что видел, Москва один из самых красивых городов мира. Нет, сколько-то иностранцев, конечно есть, но если говорить о европейцах, то их мизерное количество. Я вспоминаю центр Праги, где чешского языка услышать просто невозможно. А тут Москва, Красная площадь, и вокруг, в основном, русская речь. 

В Смоленске, как я полагаю, иностранцев нет вовсе…

Смоленские студенты не уезжают по обмену в европейские университеты, европейские студенты, соответственно, не приезжают в смоленские вузы. Молодёжь летом не едет собирать клубнику в Норвегию, чтобы заработать себе на учёбу. В Смоленске нет фирм созданных поляками, литовцами, немцами. Молодые люди после учёбы не проходят практику в европейских компаниях. А молодые врачи, например, стажировку в шведских больницах — иностранный язык никому не нужен. 

К сожалению такая закрытость страны имеет прямое влияние на практически все аспекты жизни в России — от экологии до продолжительности жизни и общего благополучия.


Мусор

Этим летом (август, 2019) я был на Вахте Памяти в Глинковском районе Смоленской области. 

Глинковский район на карте
Глинковский район

Всего на Вахту съехалось под 800 человек из 16 регионов России. Огромный лагерь! Потрясающая организация — были налажены поставки в лагерь воды, дров, автолавка, медпункт, круглосуточный пост полиции, бани, души, туалеты, центральная площадь со штабом — настоящий город. Не было одного — централизованного сбора и вывоза мусора.

Консервные банки
Мусор в лесу (конкретно этот мусор был найден и собран у стен Брестской крепости — подробнее тут)

И проблема не в возможностях — с той организацией, которую я видел, и с теми административными ресурсами, которые были, достать и привезти большой строительный контейнер было не сложно (а потом его вывезти и утилизировать). Возможности были, не было культуры бережного отношения к своей стране и её природе. И мы “культурно” закопали весь мусор, который остался от жизнедеятельности 800 человек, которые были на Вахте в течении 2-х недель под землю! И это норма — мы были молодцы!

Мне, человеку, который жил много лет в Швеции, просто невозможно представить, чтобы шведы закопали бы свой мусор в землю!

Забота о своей стране — это усилие! Закопать под землю легко, и для этого усилий не надо, а вот собрать мусор и вывезти его — это усилие.

После того, как я опубликовал свою первую запись “Смоленского дневника”, где как раз в первом дне и идёт речь про мусор, который закопали, мне написали, цитата:

“Я сейчас как раз думала о контейнерах, которые вы привели в пример, и, откровенно говоря, БОЛЬШОГО смысла в этом в нашей стране я особо не вижу. С переработкой, вы знаете, у нас плохо. Соберут этот мусор и отправят на ближайшую свалку..”.

Но, там уже свалка! Да, не всё идеально, и эту проблему тоже надо будет решать, но по крайней мере мы знаем, где эта проблема есть (физически). А тут, мы буквально за несколько недель создали свалку своими руками!

Да, есть случаи, когда другого выхода нет, например, сплавы по рекам, но тут, точно, не тот случай.

Чтобы было понятно — это была 21-ая Вахта в Смоленской области (это 21-ая летняя, а есть ещё весенния и осенняя), и значит есть уже 21 такая свалка… Более того, это была детская Вахта, и почти половина участников была молодёжь, для которой это стало примером того, как надо делать, и правильная модель поведения на природе. Мы с товарищем грустно шутим, что уже можно начинать организовывать экологические Вахты Памяти на местах стоянок поисковых Вахт Памяти…

Окурок

В конце 90-х я попал в Швецию, и какое-то время там жил. Мы сдружились со шведами, и достаточно плотно общались с местными. И однажды, пригласили в Литву нашего коллегу. Мне запомнилась одна история, которое имеет прямое отношения ко всему тому, что написано выше:

Мы возвращались на машине в Вильнюс в хорошем настроении, о чём-то трепались, курили. Швед был с нами. В какой-то момент кто-то из нас докурил сигарету и метнул окурок через окно (тогда, и мне стыдно в этом признаться, это была норма). Наш швед, ничего нам на это не сказал, и просто попросил (спокойным голосом) остановить машину, даже не сообщая зачем, а мы тогда совершенно не связали это с выброшенной сигаретой — мало ли чего ему приспичило.

Минут через 5 он вернулся с бычком в руках, ни слова не говоря положил его в пепельницу, и сказал, что мы можем ехать. Для всех нас это был урок, и с тех пор мы не выкидывали мусор в окно.

Прошли годы, в 2018 году мы едем с подругой по Москве, она курит, мы болтаем, она докуривает и выкидывает окурок в окно! И уже я прошу остановить машину…

В следующий мой приезд у неё в машине уже была пепельница…

Швед научил меня, я научил россиянку. Мы общаемся, мы учимся друг у друга. И это здорово. Мы становимся лучше и богаче общаясь с другими культурами. России нужны открытые границы!


Дышать

Быть открытой страной — не про шоппинг, устриц и променад в Ницце. Открытая страна это более глубокие связи с временной интеграцией в общество. Вот почему в плане для регионов ССЫЛКА я так много места уделяю студенческим обменам и производственным практикам — взаимодействие должно быть достаточно долгим и активным для того, чтобы оно имело эффект. Ты должен жить в красивом домике продолжительное время, чтобы эта красота стала частью тебя, и ты её импортировал в свою страну — и тогда придёт день, когда в российских городках и сёлах вместо покосившихся заборов мы увидим красивые клумбы и аккуратно подстриженные живые заборы. 

Тоже самое касается мусора. Ты должен не быть туристом в благополучной стране, а жить в этой благополучной стране, чтобы понять, что в чистом городе жить приятно, и что чистота создаётся не руками тысяч дворников неустанно подметающих твой город, а твоими собственными руками. Рецепт очень прост — чтобы было чисто надо не убирать, а не мусорить. В это сложно поверить насколько это просто, поэтому в этом надо жить, чтобы потом, уже как часть своей личной культуры, импортировать на Родину.

От межкультурального обмена Россия только выиграет — уже сложно импортировать что-то плохое, своего с лихвой хватает, а вот обогатить страну новыми идеями, стандартами, идти в одну ногу с передовыми европейскими странами в области гуманитарной мысли, экологии, культуры — вполне. Россияне очень талантливы, открыты, искренние — все европейские рациональные идеи хорошо приживаются на российской почве, но могут дать намного более интересные результаты из-за особенностей национального характера. И из отсталой страны Россия очень быстро может превратиться в ведущую мировую державу. Не в военном отношении, а в гуманитарном, культурном.  


Автостоп

В начале 90-х огромная страна под названием СССР трещала по швам и разваливалась. Как разваливался и весь коммунистический блог. Чуть ли не каждый район хотел быть независимым. Экономическое положение было сложным и все искали в своих бедах виновных. Национальные телевизионные каналы это всё подогревали. И казалось, что все ненавидят всех. Особенно русских…

Автостопом в Норвегию
Путешествую автостопом. Направление на север — Норвегия

Так совпало, что я школу закончил именно в годы развала. В последний класс пошёл ещё в СССР, а закончил его уже в независимой Литве. Было страшно, но мы были молоды, и верили в лучшее. Я переехал в Вильнюс, поступил в университет, и ни в абы какой, а на исторический факультет — оплот русофобии и национализма. Самый разгар всех этих событий, и я не знал ни слова на литовском, экзамены сдавал на русском (мне разрешили), без каких-либо связей и знакомств, и я поступил.

А дальше было студенчество, общежитие, автостоп. Только-только открылись границы в новый для нас мир, денег не было, а желания путешествовать хоть отбавляй. И сотни, тысячи молодых ребят вышли на дороги…

Конечно мы много говорили о политике, о положении стран в мире, а нашем собственном месте в мире, когда мы, вдруг, оказались национальным меньшинством. Было разное в дороге, не было плохого. Я проехал тысячи километров по дорогам Литвы, Латвии, Эстонии, Польши, Чехии, Словакии и я ни разу не слышал слов ненависти к русским. И я понял одно, что в Европе, что в Литве, что в Украине и России — все люди одинаковы, и все одинаково хотят жить в мире, растить детей, получать хорошие зарплаты, жить в красивых домах, и жить в мире — нам нечего делить. И это не просто слова, так есть на самом деле. Европа не считает Россию врагом. Поэтому, безусловно, важнейшей задачей должны быть открытые границы между Россией и Европой, которые словно открытое окно запустит в долго закупоренную квартиру свежий воздух. Выиграют все. 


Открытая страна

Вообще, быть открытой страной выгодно. Это никак не влияет на суверенитет страны, но даёт новые возможности для развития и обогащает.

Каким не был у России свой путь, Россия была, есть и будет частью европейского культурного пространства. С немцем и французом нам договориться будет всегда проще, чем с китайцем, японцем или арабом.

Более того, Европа желала бы иметь на своих восточных границах союзника, с которым можно вести торговлю, культурный обмен, иметь открытые границы и предсказуемые отношения.

От закрытых границ и напряжённых отношений между Европой и Россией выигрывают только третьи страны, чей принцип — разделяй и властвуй. Закрытые границы наносят вред всему Европейскому континенту, но в первую очередь самой России.

Без открытых границ у страны нет ни будущего, ни развития…