Вахта Памяти. День 3

6 ноября 2019 | 08:11
Автор: @botkind

14 августа 2019 года (среда). Глинковский район. Смоленская область. Россия.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Кухня в лесу

08:24 Утренний свежий иван-чай на костре, наша детвора делает зарядку на лужайке, мимо пробегают отряды на свои пробежки — жизнь прекрасна, и лагерь просыпается. Сегодня Вахта будет официально открыта!

Оперативная сводка

Как я уже писал наш лагерь стоит на немецких окопах (вроде как 1943 года), которые повёрнуты в сторону Ельни. Но и в 1941 году на этой горке тоже шли бои, и тогда как раз тут наши стояли, поэтому наши окопы соседствуют с немецкими, но повёрнуты не на Ельню, которая на юго-востоке, а больше на юго-запад. В общем, если честно, то я так и не понял, что тут было…

Карта боёв в районе Ельни в октябре 1941
Карты боёв в этих местах. Эта — октябрь 1941 года. Слева цифры “438” — это как раз место лагеря…
Оперативная обстановка в районе действий 20 армии, сентябрь 1941
А это начало сентября 1941. Тоже 438 в самом низу…

Вчера парни устав ждать первого выхода в поля копнули прямо за палатками — куча немецких гильз. С нетерпением жду своего шанса.

Патрон от немецкой винтовки
Немецкие патрон. Откопали за палатками таких целую кучу

В остальном всё очень комфортно и организованно — свет в тёмное время, вкусная еда, уже жду бани!

Консервы для обеда
Dinner time

Вчера после отбоя разгорелся нешуточный спор по поводу наших незахороненных солдат. Мы говорим тут не о единичных случаях, а о системе. И лично для меня это чудовищно и требует оценки. Если смотреть со стороны, то всё выглядит так, словно мы раскапываем (ага, тот самый копатель, который ещё ни разу в поиск не ходил) последствия действий немецких войск. Но, в реальности это не так, была война, были бои, но немцы-то ушли, а мы остались. И вот к тому, что происходило дальше немецкие войска не имеют уже никакого отношения. Факт тот, что наши солдаты просто валялись по полям/лесам в родной стране десятилетиями, как мусор. При чём мы тут говорим ни о каких-то одиночных случаях, или пусть даже о том, что люди были похоронены в общей пусть и безымянной, но могиле, или даже в воронке— нет, наши солдаты просто лежали там, где погибли, на поверхности, годами и десятилетиями. И лично для меня оправдания этому нет вообще, и быть не может.

Вчера звучал аргумент, что в 1943 году при освобождении Смоленщины не было ресурсов для захоронений. Для информации скажу, что на территории современной Смоленской области (это по территории как Литва) могло погибнуть от 1 000 000 (один миллион) наших солдат, в период 1941–1943 годов (для сравнения, за всю войну немецких солдат погибло около 5 000 000).

Также прозвучал аргумент, что некому было хоронить наших солдат и после войны 1945–1949 годах — край был обескровлен. И это действительно так.

Допустим. Но почему этим не занимались в 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годах? Что там мешало? И что мешает делать это сейчас?

Мне рассказывали, сегодня, про колонны военной техники, которые словно застыли в боевом строю под Вязьмой, уничтоженные немцами на марше, про солдат которые лежали на поверхности — даже копать не надо было! Это были 90-е. Страны не стало. И всё растащили — там понятно. Не понятно, почему это вообще там было в 90-х?

Я уверен, что в каждое десятилетие (50-е, 60-е, 70-е, 80-е) найдётся достаточно веская причина, почему не искали и не хоронили. Но чем дальше будет десятилетие от войны, тем сомнительнее будет звучать оправдание, тем самым оголяя ту самую единственную причину, которая и является причиной на самом деле — отношение к человеку советской/российской властью. Отработанный материал, на который не стоит тратить ресурсов государства.

Мы должны их похоронить именно для того, чтобы показать (в первую очередь) себе, что мы не такие как те, кто бросил этих пацанов умирать, а потом, за 70 лет, не сподобиться даже вырыть для них могилу. Мы новое поколение, мы другие. Мы должны показать, что отныне самое большое богатство этой страны — человек. Т.е. все её граждане: живые и мёртвые — все те, кто живёт в этой стране сейчас, и все те, кто за неё сражался и умирал.

(прим. немцы в 1943 году тоже отступали, именно в этих местах, где мы копаем, но почему-то на 166 наших солдат, которых мы подняли за эту Вахту, было найдено всего 5 немецких! Т.е. получается можно было забирать своих убитых даже отступая?).


Экипировка поисковика
Мой первый выход в поля. В левой руке тот самый щуп, который я сломаю))

15:16 Наконец-то. Первый выход в поля и первый опыт копания — сегодня все отряды выходили на разведку/разминку на несколько часов. Деревня Марьино (на карте посёлок), где шли бои, совсем рядом с лагерем. И мы отправились туда.

Поисковые работы в районе деревни Марьино
“В” — место лагеря (расстояние А-В около 3,5 км.)

“В” лагерь, это были позиции наших войск, “А” — немцы. Наши наступали по прямой линии, как я понял.


Я ехал с предвкушением, и в отличном настроении, но первый опыт мне совершенно не понравилось, и оттого разочарование было особенно сильным — ходишь по лесу/болоту как слепой котёнок и не очень понимаешь зачем — никто ничего не объяснял, и никто ничего не показывал. Кроме того нет никакого понимания самого события, и ты даже не можешь включить воображение и представить кто и куда наступал, и кто вообще наступал, а кто оборонялся, и о каких цифрах идёт разговор. Получилось этакое бессмысленное брожение по болоту, где с одной стороны очень не хватало теории (думаю, учитывая, что Вахта по сути детская, молодёжи тоже этого не хватило), а с другой помощи и организованности — хотелось чёткого понимания процесса и участия в нём. Люди, буквально, бесцельно шатались по болоту и что-то копали. И меня это убило: “а что если вся Вахта будет такой” — думал я (((

Наверное, вечер перед выходом, нужно было бы проводить экскурс в историю, рассказывать о самих событиях, которые происходили не в целом в районе Ельни (хотя даже про это никто не рассказывал), а конкретно в деревне Марьино — это познавательно, это интересно, это прикосновение к истории. Мне кажется сами раскопки не должны быть самоцелью, сколько больше частью гражданского образования молодёжи — как в понимании исторических событий к которым ты можешь, буквально, прикоснуться, так и в отношении к той же природе и её охране, как части настоящего твоей страны.

Деревня Марьино
Деревня Марьино
Русская банька деревня Марьино
Видимо, банька
Арт в деревне
Тяга к прекрасному остаётся в людях везде..
Ещё деревенское искусство
И даже так)
Умирающая деревня
А в целом грустно…

Очень много мусора в лесу — битое стекло, ржавые банки. Такое ощущение, что деревня Марьино скидывала весь свой мусор в этот лес (прим. хотя если лет через 10 на место лагеря Вахты придут копатели, и начнут искать, они тоже найдут огромное количество бытового мусора в земле — 700 человек, 10 дней жили здесь и весь свой мусор закопали. Но я об этом уже писал. Мне кажется, должна быть возможность привозить мусорный контейнер и потом его утилизировать по всем стандартам, а не закапывать в лесу. Опять же, это очень важно для воспитания молодого поколения, которое должно понимать, как не стоит делать. Да, есть походы/сплавы, где действительно не так много вариантов утилизации отходов, но там где варианты есть — просто необходимо сделать всё возможное, чтобы минимизировать вред для природы).


Сломал щуп)) Говорят это большая редкость)


Вообще мне показалось, что поисковому движению не хватает грамотного PR’а и популяризации. До встречи с поисковой реальностью (от которой я в восторге), поиск для меня был этаким экстримом не для каждого — мало того, что ты живёшь в палатке и далеко не в кемпинге, так ещё и целыми днями копаешь — т.е. грязный.

А оказалось, что всё очень цивилизованно, и при желании можно стираться и мыться, т.е. ходить чистым и в чистом хоть каждый день. Плюс, если добавить к этому культурно-историческую составляющую — ведь по сути ты находишься в музее под открытым небом (да, по факту этот элемент хромал, и лично я так до конца и не понял, где мы были и что там происходило и даже когда, но это легко исправить при желании), плюс осмысленность — когда ты понимаешь, что ты делаешь, даже те трудности что есть (при всех при тех благах, что у нас были надо признать, что это не был курортный отдых) переносятся легче.

Интересно, что я почти не видел чтобы люди фотографировались. У меня ощущение, что я один сделал больше фотографий, чем весь наш отряд. Безусловно, люди которые занимаются поисковой деятельностью годами ко всему этому уже привыкли, но удивило то, что почти не фотографировала молодёжь. Я пока не могу понять причину этого. Ведь если не фотографируют, значит не будет постов в интернете, а значит друзья не узнают, что тут происходит, и не захотят присоединиться.


Первое рабочее утро Вахты началось вполне по-рабочему и без раскачки. На поле стоит 3 палатки (2 под лекции — синие, и одна штабная — брезентовая, посередине) и в каждой из них что-то происходило.

Штабная поляна
Штабная поляна

Ещё с вечера все отряды знают кто и на какую лекцию идёт.

Расписание занятий на Вахте

Сегодня часть отрядов слушала про историю поискового движения, часть про особенности работы с боеприпасами.

Лекция по работе с взрывоопасными предметами
Лекция про меры предосторожности при обнаружении взрывоопасных предметов — наш отряд, кстати

Интересно при этом, что в лагере очень много несовершеннолетних и детей — по ощущению пол-лагеря (прим. по факту почти так и было — на 23 августа, это последний день Вахты, на 770 человек, что находилось в лагере — 280 было несовершеннолетние + приличное количество тех, кому было 17–19 лет).

При этом я заглянул на лекцию про гранаты/мины и мне показалось, что тема пройдена достаточно поверхностно. Я так и не понял, если честно, так опасны боеприпасы или нет! А тут дети!

Муляжи гранат и мин
До обеда нам рассказывали про то, что такое гранаты показывая муляжи…
Первые находки в лесу
А после обеда мы уже держали боевые гранаты в своих руках

Если не опасны, то такие лагеря надо делать как часть обязательного образовательного процесса. Мне не нравится слово “патриотическое воспитание”, поэтому напишу “гражданского” — ведь это разные вещи.

Если же нет, и опасность от боеприпасов есть (пусть даже самая минимальная), то мне не очень понятно, как детей до всего этого вообще допускают, и что они тут вообще делают. Да и взрослых, если честно, тоже. Это безусловно должна быть лицензированная деятельность, для которой необходимо иметь образование сапёра — ведь по сути мы занимаемся разминированием.


Вчера едем в Глинку на Ниве, дождь, дворники не работают, я пристёгиваюсь — и у меня спрашивают, зачем?

Просёлочная дорога в Глинку
Дорога в Глинку

Уже в Глинке, с женщиной, которая помогала с регистрацией. Садимся в машину, чтобы отвезти её куда ей надо, пристёгиваюсь — тот же вопрос, зачем?

Ну и сегодня уже когда ехали в Марьино копать — водитель говорит, не пристёгивайся, не надо.

Я так и не понял, почему не надо, и как они все втроём это определили. И интересно в этом всём ещё то, что факт пристёгивание (вроде как автоматическая операция, примерно такая же, как включение фар) был замечен и отмечен всеми! Кстати, Глинка Глинкой, но в третьем случае водитель был вполне себе москвич!


Торжественная линейка
Торжественное построение отрядов на открытии Вахты

23:47 Сегодня было официальное открытие Вахты, торжественное построение и небольшой концерт.

Отряды заходят на построение
Отряды заходят на построение
Поисковый отряд ШтАрм Вязьма
Это наш младший отряд (в жёлтом)— Наследники Победы (Вязьма). Ну, кроме Владимира (вот этот большой мужчина в бандане), который делает очень вкусный чай, и который, как и я, был гостем Вахты — на Вахту, кстати, нельзя приехать просто так…
Флаги поисковых отрядов
Поисковое движение России
Торжественное открытие Вахты памяти
В едином строю

Мило, но местами слишком агрессивно (учитывая, что лагерь детский). Поразили детские выступления под достаточно воинственные песни + дети изображали сцены убийств и смерти (тут даже не важно в каком контексте).

Художественная самодеятельность
Выступление одного из отрядов (это кадры с другого выступления, но на открытии было, примерно, тоже самое)
Ещё одно выступление ребят из Иркутска (если не ошибаюсь)
Ещё одно выступление

На видео выступление с закрытия Вахты, но тоже даёт понимание, как выглядело открытие. Повторюсь, мне в целом понравилось, всё очень торжественно и дети старались, но, наверное, учитывая, что это всё-таки дети, хотелось больше миролюбия, что ли)) Война там с нами и так везде была…

Подытожил всё священнослужитель, который сказал примерно следующее — главное, чтобы не было войны, пусть будет плохая власть, пусть не будет денег, но главное, чтобы не было войны. И это и есть ответ на пассивность российского общества. Нет войны, и слава богу. Любая власть, которая не допускает войны, власть хорошая. Мирная жизнь — как высшее достижение и за неё мы должны быть благодарны (опять же власти). Власть, как я заметил, в России вообще стоит совершенно обособленно от народа, и где-то ближе к святой троицы — её лучше лишний раз не трогать, и не упоминать её имя всуе без необходимости… Народ отдельно, страна отдельно, власть отдельно.

Третий день закончился. Спать!

Продолжение