«Немецкая верёвка» Катыни

25 февраля 2023 | 08:02
Автор: @botkind

Одной из самых больших загадок Катынского леса является верёвка, которой были связаны руки расстрелянных поляков. 

В сознании советских, а затем и российских граждан, плотно укоренился факт того, что верёвка была именно немецкой, и именно это, теперь, является основным (вещественным) доказательством сторонников советской версии (даже не немецкие гильзы)!

Свидетелей, казалось бы, действительно много. Только я насчитал 7 человек (Алексеев, Грибоедов, Зубков, Кесарев, Ковальский, Куций, Молоненков), которые выступали перед комиссией Бурденко, и которые утверждают, что они видели именно немецкую верёвку!

Верёвки, которыми были связаны руки, сохранились хорошо, были витые светло-жёлтого цвета. Распустившийся конец одной из таких верёвок давал повод считать, что верёвка сделана из бумаги, по-видимому немецкого происхождения, так как бумажные верёвки в Советском Союзе не делаются.

Смущает здесь то, что те же свидетели рассказывают, что немцы фактически не давали останавливаться и рассматривать тела и могилы. При этом, в движении и с расстояния, они смогли рассмотреть и верёвку, и материал из которого она сделана, и страну производитель! Однако, несколько свидетелей всё же объясняют, как им это удалось: один из свидетелей определил “немецкость” верёвки по распустившемуся концу, другой — видел такую верёвку много раз и утверждал, что именно такой верёвкой пользовались немцы. 

Вот фотография, той самой верёвки в хорошем разрешении, правда, не цветная. И вот фотография советской (не немецкой) пеньковой верёвки. Даже при долгом рассматривании мне тяжело сказать, насколько эти верёвки разные. 

Поэтому здесь сложно утверждать однозначно, насколько свидетели говорят, или не говорят правду. 

Больше всего смущает то, что все выводы комиссии Бурденко основываются только на показаниях этих свидетелей. 

Можно было бы допустить, что у членов комиссии Бурденко не было образца самой верёвки и это причина, почему пришлось основываться только на свидетельских показаниях. Например, допустив, что немцы во время своей эксгумации сняли и уничтожили, как вещественное доказательство, всю верёвку, которой были связаны руки поляков (если верёвка была бы немецкой, очевидно немцы хотели бы скрыть этот факт).

Однако это не так, и в отчётах комиссии есть упоминание того, что верёвка, хотя и в небольших количествах, но встречается, т.е. у членов комиссии Бурденко была эта верёвка физически

Трупы, как правило, не имели связанных рук, о чём писали немцы. Показаниями установлено, что немцы верёвки и шнуры снимали с рук трупов. Но в единичных случаях найдены связанные руки и материал для связывания представлял из себя тесьма или шнур германского изготовления.

При этом интересно, что в отчётах комиссии Бурденко нет ни фотографии этой верёвки, ни её экспертизы. Более того, нигде нет самой верёвки, как вещественного доказательства! 


В этом контексте интересна работа комиссии Мэддена, где мы имеем обратный процесс и обладателем верёвки становился, практически, каждый, кто побывал в Катыни на немецких раскопках весной 1943 года (как “турист”, либо как непосредственный участник эксгумации).  

Надо понимать, что такое верёвка на трупе, как она впитывает запахи, и как потом пахнет. В воспоминаниях Меньшагина (бургомистр Смоленска 1941-1943) есть эпизод, где он во время своего визита в Катынь просто в перчатках дотронулся даже не до трупа, а до котелка из могилы, после чего его перчатки пришлось выбросить — они были испорчены безвозвратно.  

При этом свидетели комиссии Мэддена спокойно разбирают верёвки на сувениры, и везут их домой. Сложно представить, как такой “сувенир” можно было везти с собой в ручной клади и какой запах он должен был источать — мне кажется даже современные полиэтиленовые пакеты вряд ли спасут полностью от трупного запаха, а тогда их и не было. 

Хотя, надо заметить, что и свидетели комиссии Бурденко тоже совершенно не брезгливы, и человеку ничего не стоит: “проходя мимо могилы я взял за волосы одного трупа и не смог его выдернуть” — вот так буднично, и как я понимаю, голыми руками, так как это свидетельство смолянина, которого вывезли немцы на “экскурсию” в Катынь с коллективом и явно специальных перчаток у него с собой не было.

Возможно, трупный запах был нормой в то время, нельзя это исключать — война. Практически на всех фотографиях участники процесса эксгумации, никак не выражают своё отношение к запаху, хотя сложно представить тот смрад, который стоял в Козьих Горах (Катынь) и реакцию на него современного человека окажись он там.   

При чтении воспоминаний участников тех событий (свидетелей комиссии Мэддена) нужно иметь в виду и то, что это 1951-1952 год, т.е. участники прекрасно знали, что советская версия во многом основана на “немецкой” верёвке и, в некотором смысле, просто вынуждены были этому аргументу что-то противопоставить, поэтому к показаниям свидетелей американской стороны тоже нужно подходить очень осторожно — ещё раз, уже идёт Холодная война, и комиссия Мэддена имела свои политические цели, и расследование было во многом показным и формальным (при этом, там очень много действительно ценных и важных показаний, но о работе комиссии Мэддена будет отдельная большая статья).  

Возможно, кстати, вовсе не случайно, что верёвке, в работе комиссии, было уделено достаточно много внимания. 

Мне удалось обнаружить 7 упоминаний верёвки в отчётах комиссии Мэддена:

  1. Генерал Бур-Коморовский (Tadeusz Bor-Komorowski) — руководитель Варшавского восстания. С его слов, в Катынь были отправлены некие наблюдатели от Армии Крайовой, которые и привезли оттуда верёвку, которую отдали на экспертизу в Варшаве. Экспертиза установила, что верёвка произведена не в Европе;
  2. Доктор Милославич (Edward Lucas Miloslavich) — хорватский профессор, гражданин США, один из 12 специалистов международной медицинской комиссии Internationale Ärztekommission von Katyn (28-30 апреля 1943 г.); 
  3. Доктор Хелге Трамсен (Helge Tramsen) — ещё один член этой же комиссии, антифашист, провёл год в немецком концлагере уже после возвращения из Катыни. Привёз с собой верёвку; 
  4. Кристер Ядерлунт (Christer Jaederlunt) — журналист шведской газеты “Stockholm Tidningen”. Посетил Катынь. Утверждал, что верёвка пеньковая;  
  5. Вернер Бек (Werner Beck) — директор института судебной медицины в Кракове. Человек, который был хранителем ящиков с вещественными доказательствами собранными немцами в Катыни, и по чьему приказу они были уничтожены в мае 1945 года под Дрезденом, когда стало очевидно, что они попадут в руки Красной Армии. Утверждал, что верёвка пеньковая (советская);   
  6. Полковник Ван Влит (John Van Vliet) — военнопленный армии США в плену у немцев, в составе группы других военнопленных посетил Катынь 13 мая 1943 г. 
  7. Збигнев Ровински (Zbigniew Rowinski) — военнопленный польской армии в плену у немцев, посетил Катынь в составе группы военнопленных 17 апреля 1943 г. Привёз с собой верёвку (ниже будет её фотография). 

Т.е. из показаний свидетелей комиссии Мэддена сказать какая была именно верёвка нельзя вовсе: трое (генерал Бур-Коморовский, шведский репортёр Кристер Ядерлунт и немец Вернер Бек) говорят про пеньковую (т.е. советскую) верёвку, и даже упоминают экспертизу подтверждающую это! Но, Коморовскому я бы не верил, этот человек возглавлял Варшавское восстание и очевидно имел зуб на советскую власть и, думаю, мог сказать что угодно, чтобы ей насолить. К слову, надо заметить всё же, что Коморовский говорит не про пеньковую верёвку, хотя она, видимо, подразумевается, а лишь про верёвку, которая сделана не в Европе! 

Свидетельство Бур-Коморовского: «Мой наблюдатель привёз шнур, которым были связаны руки, и мы отдали этот шнур эксперту в Варшаве. Эксперт сделал вывод, что шнур сделан из материала не известного в Польше и Западной Европе.»

Ещё меньше веры Вернеру Беку, собственно, немцу — именно этот человек был последним хранителем 16 ящиков с вещественными доказательствами немцев найденных в Катыни, которые сначала хранились в Кракове, а потом отступали вместе с немцами сначала в Бреслау (Вроцлав), а потом в Дрезден, где в его предместьях и были сожжены по команде Бека, который утверждает, что хотел эти доказательства передать в руки союзников, так как за ними охотилось НКВД, но не получилось и пришлось уничтожить. 

Свидетельство Вернера Бека: «…и я смог определить и подтвердить, что этот материал был сделан из русской конопли, и я был, в частности, в состоянии точно определить, что этот материал не был немецкого промышленного производства.»

Остаётся швед, которого, условно, можно считать независимым свидетелем, хотя немного пугает та уверенность, с которой швед определил “обычную пеньковую верёвку”. Я, например, не знал что такое пеньковая верёвка и как она выглядит до написания этой статьи.  

Свидетельство Кристера Ядерлунта: «Обычная пеньковая верёвка.»

А вот те, кому можно было бы верить: Милославич и Трамсен ничего конкретного не говорят. Милославич утверждает, что он лично осматривал могилы расстрелянных в 30-е годы НКВД советских граждан, которые немцы обнаруживали в больших количествах, и констатировал, что метод расстрела, угол вхождения пули, то, как были связаны руки у жертв и даже то, что в обоих случаях он наблюдал одежду накинутую на головы — были идентичны. Т.е. советские граждане расстрелянные НКВД «10 или 15 лет» до катынского расстрела поляков, и сами польские офицеры расстреляны одинаково. Однако, про саму верёвку Милославич не говорит ничего.

Свидетельство Милославича: «Руки были связаны точно так же за спиной и пальто накинуто на голову таким же образом, как это было в могилах по левую сторону дороги (т.е. у расстрелянных НКВД советских граждан Катыни, и у расстрелянных там поляков идентично связанные руки)

Трамсен же говорит о том, что: “это был круглый тканый шнур из довольно беловатой хлопчатобумажной нити”, который берёт с собой в Данию. И дальше делает интересную ремарку о том, что “примерно год назад”, т.е. в начале 50-х отдаёт этот шнур комитету возглавляемому Артуром Блисс Лейном (Arthur Bliss Lane), который, к слову, тоже будет опрошен этой комиссией, но которому почему-то не зададут вопроса по верёвке! И вряд ли случайно. И тут остаются вопросы. 

В принципе, в работе комиссии Мэддена постоянно ощущается некоторая выборочность подходов, и есть ощущение, что вопросы задаются только те, на которые будут получены правильные ответы. Почему Блисс Лейну не был задан вопрос по происхождению верёвки не очень понятно. Сложно поверить, что его просто забыли спросить об этом. 

И ещё два свидетеля:

Збигнев Ровински:

Свидетель показал комитету кусок того, что в Америке используют, как оконный шнур (sash cord) для подъёмных окон, очень прочный, около 6 дюймов в длину

Sash cord сейчас выглядит вот так:

И полковник Ван Влит:

Это было больше похоже на тонкую бельевую веревку тканого типа. Я думаю, что парашютные свободные концы были бы лучшим описанием, которое я мог дать.

В целом, резюмируя, если опрошенные комиссией Бурденко, все как один, говорят про бумажную немецкую верёвку (при том что все видели её только на расстоянии), то все свидетели комиссии Мэддена имели возможность рассмотреть эту верёвку, подержать её в руках и даже забрать с собой (как минимум мы знаем про три такие верёвки, которые были увезены с собой: Ровинский, Бур-Коморовский, Трамсен). Но при этом 3 (трое) говорят про пеньковую верёвку (Бур-Коморовский, Кристер Ядерлунт и Вернер Бек), а остальные про плетёный шнур (Полковник Ван Влит, Збигнев Ровинский, доктор Трамсен). 

При этом три верёвки, что были вывезены — разные! Ту, что привезли Коморовскому  — советская верёвка (не обязательно пеньковая). Тамсен, и то, что привёз Ровинский — это плетёный шнур. 

Собственно шнур (Збигнева Ровинского) на фото мы и видим вполне отчётливо! Т.е. это именно шнур. Это точно не пеньковая верёвка, и точно не бумажная. 

скорее это что-то такое:

При этом есть также показания и про руки связанные проволокой. 

Но, в целом, можно констатировать, что то, что свидетели комиссии Мэддена называют верёвкой, шнуром, шпагатом вполне совпадает с немецким описанием из Amtliches Material zum Massenmord von Katyn:

Перевод на русский:

Связывание рук производилось постоянно с помощью шнура от гардин или занавески, толщиной в 3-4 мм., витого фабричного производства, бесцветного. Длина шнура колебалась в исследованных случаях между 1,75 и 1,95.

Главный вывод здесь тот, что советская сторона не предоставила никаких убедительных доказательств того, что верёвка была немецкая, кроме слов свидетелей. И это при том, что, видимо, понимали важность этого вещественного доказательства, но при этом почему-то никак его не продемонстрировали, хотя имели в своём распоряжении — и получается, что немецкой верёвки не видел никто. И здесь можно констатировать, что то, что верёвка была немецкой не было доказано, а свидетели не могут считаться независимыми. 

Другими словами нет никаких убедительных доказательств того, что верёвка была немецкой.

Предыдущая статья: «За что расстреляли поляков в Катыни»

Подпишитесь на наши новости

Пожалуйста, подождите...

Благодарим за подписку!