Варшавское восстание — проблематика изучения
Тема Варшавского восстания одна из самых интересных тем Второй мировой войны и советской / российской истории.
78 лет назад, 1 августа 1944 года началось Варшавское восстание против немецкой оккупации, которое продолжалось 63 дня, и закончилось капитуляцией повстанцев 2 октября. Город был, практически, полностью уничтожен, в боях за Варшаву погибло 12,000 повстанцев и около (точных цифр никто не знает) 150,000 мирных жителей. И это делает Варшавское восстание одной из самых кровавых трагедий Второй мировой войны.
Прошло почти 80 лет (в 2024 году будет отмечаться эта круглая дата), а вопросов о том, что же произошло тогда под Варшавой по прежнему больше, чем ответов.
С самого первого дня восстания, войска Красной Армии находились всего в 10 километрах от города, но ничего не делали для того, чтобы помочь восставшему городу. Первые попытки помочь начнутся только на 43-й день восстания, когда город уже будет вести переговоры о капитуляции и лишь продлят агонию… Поляки до сих пор считают, что решение не помогать Варшаве было политическим и таким образом СССР просто избавился от наиболее активной антисоветской части польского общества (движущей силой восстания была Армия Крайова). Т.е. по сути Гитлер подавил восстание с молчаливого согласия Сталина, которому такой исход был выгоден.
Проблема ещё и в том, что до 13 сентября (т.е. до того самого 43 дня восстания, когда СССР начал оказывать помощь повстанцам) не было вообще никаких попыток, даже формальных, помочь жителям города, т.е. факт не-помощи был демонстративным и очевидным.
Советская / российская версия событий прямо противоположна польской и заключается в том, что советские войска делали всё возможное для помощи городу, но обстоятельства сложились так, что сделать этого (помочь городу) не получилось по объективным причинам, в том числе и потому, что восставшие не шли на контакт с руководством Красной Армии, а и само восстание было по сути антисоветским.
Всё это делает тему Варшавского восстания чрезвычайно интересной для изучения, но не только как исторического события, но и как современную повестку.
Не секрет, что российско-польские отношения переживают не самые лучшие времена, польское общество традиционно не доверяет российскому, и причины этого во многом в тех событиях: пакт Молотова-Риббентропа, вторжение войск Красной Армии в Польшу в сентябре 1939 года, расстрел поляков в Катыни, Варшавское восстание…
И это не просто вопросы трактовки событий, сколько в принципе вопросы исторической справедливости. А учитывая тот факт, что Россия правопреемник СССР, и оценок сталинскому / советскому режиму по прежнему никто не давал, то это вопрос уже некой правильности развития цивилизаций: Восток (Россия) и Запад (Польша) в широком смысле — про ценности и методы. Если коротко, то про правильность — т.е. кто правильнее.
Поэтому и идёт такая жестокая борьба между Польшей и Россией. И если где-то, в каком-то историческом споре, Россия проиграет, то возникнет вопрос в целом ко всему вектору развития российского общества, его правильности, уже здесь и сейчас.
И тут Варшавское восстание стоит особняком:
- Пакт Молотова-Риббентропа можно пытаться оправдать обстоятельствами;
- Ввод войск в Польшу в сентябре 1939 года — необходимостью;
- Расстрел поляков в Катыни — сейчас в принципе подвергают сомнению, но там в любом случае то были солдаты/офицеры, и на войне как на войне;
То, Варшавское восстание имеет несколько критично важных отличительных особенностей, которые и делают его таким особенным.
Отличительные особенности Варшавского восстания
- ТРАГЕДИЯ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
В первую очередь это судьба мирных жителей — 150,000 погибших за два месяца это огромная цифра. При этом надо иметь ввиду, что в основном разговор идёт от мучительных смертях: сожжение живьём, расстрелы, изнасилования и т.д.
И тут вопрос помощи или не помощи повстанцам выходит из разряда только лишь разборок политических оппонентов! Речь про мирных жителей и вопрос стоит в том, как далеко советское руководство могло пойти ради достижения своих политических целей? Готово ли оно было обречь на смерть мирных жителей? (сразу скажу, что спасти людей вряд ли удалось бы, это все понимают, но тут разговор даже не столько о спасении, сколько о демонстрации самого желания — закрыть небо, например, над Варшавой от немецких самолётов, которые безнаказанно бомбили город, что было сделать реально и без потерь уже с первых дней восстания).
150,000 погибших мирных жителей при том, что СССР и тогда, и Россия сейчас декларирует, что пришла освобождать Польшу и Европу от фашизма, но при этом рукой не пошевелила, наблюдая, как уничтожается это мирное население? И этот факт ставит под сомнение реальные намерения советских властей.
- АНТИФАШИСТСКАЯ ПРИРОДА ВОССТАНИЕ
Второй важный момент Варшавского восстания — оно было, в первую очередь, антифашистским.
Поляки были союзниками наших союзников. Да, формально, после того, как вскрылись факты расстрелов поляков в Катыни, дипломатические отношения были разорваны. Но, поляки (АК и Лондонское правительство) воевали активно на стороне антигитлеровской коалиции. И, это восстание, в первую очередь, было антифашистским. Плюс, Советский Союз декларативно освобождал Польшу от нацизма, неся мир и свободу. Поэтому просто проигнорировать восстание тоже не могли.
Тем более, примерное в то же самое время начинается Словацкое восстание (по ссылке в самом конце статьи), которому несмотря ни на что, приходят на помощь и пытаются (неудачно) помочь несмотря ни на какие жертвы, хотя какого-то практического смысла в той помощи не было. В результате погибнет 30,000 советских солдат…
- УГРОЗА БОЛЬШЕВИЗМА
Всего несколько дней назад я наконец-то опубликовал рецензию на книгу Егора Яковлева «Война на уничтожение. Третий рейх и геноцид советского народа». Егор пытается доказать, что нападение Гитлера на Советский Союз было не идеологической войной (нацизма с большевизмом), но войной Западной цивилизации (просматриваются даже намёки на Евросоюз) против России. При этом за всю книгу, в которой без малого почти 500 страниц, тему большевизма Егор даже не касается (хотя, Гитлер всегда и везде упоминал угрозу именно большевизма).
И Варшавское восстание тут интересно и в этом ракурсе: насколько Гитлер был прав видя в большевизме угрозу для Германии и Европы? С моей точки зрения война Германии и СССР в 1941-1945 годах была беспощадной именно потому что оба режима были беспощадны. И Варшавское восстание именно про это. Насколько беспощаден был советский режим по сравнению с нацистским — а оставить (фактических) союзников и, что важнее, мирных жителей на растерзание фашистам, которое приведёт к таким огромным жертвам ради политических целей, это про беспощадность!
И эти вопросы уже критичны для всего современного российского государства, которое демонстративно подчёркивает правопреемственность СССР. Разделяет ли современная Россия такие же ценностные ориентации и методы ведения внешней политики?
- КОЛЛЕКТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В Варшавском восстании есть ещё одна немаловажная проблема — коллективной ответственности и отношению к ней.
Должны ли отвечать мирные жители (польской столицы) за действия польских властей, в принципе? Т.е. распространяется ли негативное отношение россиян к полякам (за 1612 год, за пленных советских солдат в Польше в 1920, просто за нежелание поляков дружить с СССР) — “так им и надо”, на всех жителей?
Вспоминая страшную трагедию Ленинграда, где жители города по сути оказались заложниками, к которым была применена коллективная ответственность — все кто в Ленинграде для немцев были большевиками и были достойны смерти. Есть ли тут параллели с Варшавой 1944? Или жители всё же не должны отвечать за поступки своих политиков и человеческая жизнь важнее?
Варшавское восстание — это про глубокие вопросы морали и нравственности. В том числе и современного российского общества.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Варшавское восстание уникально тем, какое огромное количество документов сохранилось, и в каком разнообразии!
Это уже 1944 год, и все заинтересованные стороны полноценно вели записи, которые сохранились, в подавляющем большинстве.
Мы имеем следующие источники:
СССР:
- ЖБД (журналы боевых действий) частей Красной Армии под Варшавой;
- Воспоминания военачальников (Рокоссовский и т.д.);
- Записи разговоров и переговоров, их стенограммы;
- Переписка Сталина с Рузвельтом и Черчиллем;
- Дипломатическая переписка;
- Приказы Ставки и т.д.
Польша:
- Воспоминания участников и очевидцев событий. В Польше тема Варшавского восстания стала открытой сразу же после свержения коммунистического режима в 1989 году, когда все очевидцы событий ещё были живы и вполне молоды, поэтому воспоминаний и книг очень много;
- Документы АК (Армия Крайова);
- Мемуары (Миколайчик, Берлинг);
- Документы других политических сил;
Германия:
- Вся военная документация периода восстания;
- ЖДБ частей участвующих в восстании или в боях под Варшавой;
- Записи с допросов руководителей и участников подавления восстания;
Великобритания / США
- Дипломатическая переписка;
- Воспоминания (Черчилль);
Наверное ни одно другое событие той войны не представлено в таком многообразии и разнообразии.
И это об одном небольшом участке суши, вокруг которого и происходили все события (Варшава + 50 км.) и достаточно коротком отрезке времени (июль-сентябрь 1944 года).
Т.е. если документов нет у какой-то из одной стороны, то их можно найти у другой, либо понять событие по косвенным свидетельствам — уникальная возможность не зависеть от архивов и нехватки материалов!
При этом интересно, что на русском языке книг про Варшавское восстание практически нет. А и те, что есть, не выдерживают критики, тенденциозны и грешат большим количеством неточностей (вот в этой статье я привожу пример подобных работ).
- Парсаданова В. Варшавское восстание 1944 г. Движение Сопротивления в Польше 1939-1945 гг.;
- Николай Плиско Варшавское восстание и бои за Польшу 1944—1945 гг.;
- Андрей Тихомиров Варшавское восстание 1944. В поисках исторической правды.
И это пожалуй всё, что написали о Варшавском восстании в России!
Есть, правда, действительно неплохое исследование Алексеева В. В.: Варшавское восстание. Варшава в борьбе против гитлеровских захватчиков, которое было написано ещё в эпоху СССР (но не издано), и увидело свет только в 90-х, и с тех пор не переиздавалось.
При этом, надо отдать должное работе М.И.Мельтюхова на сайте посольства Польши.
ПРОБЛЕМАТИКА ИЗУЧЕНИЯ ВАРШАВСКОГО ВОССТАНИЯ
Главная проблема изучения Варшавского восстания заключается в том, что это вопрос больше политики и идеологии, чем истории и это определяет подход и оценки.
- СОВЕТСКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
История СССР (каноническая) была написана сразу после войны и сильно не менялась: Брестская крепость оборонялась больше месяца, в Катыни расстреливали немцы, Варшаве помочь хотели, но не получилось и т.д. При этом, СССР больше нет, а мир изменился. История СССР, которую почти полностью унаследовала современная Россия, писалась в эпоху тоталитарного диктата, когда возможности получить информацию были запрограммированы выводами, а свидетели эпохи говорили то, что от них хотели услышать. Но, времена изменились, в нашу жизнь пришёл интернет, гугл переводчик, и получать информация (в том числе на разных языках) стало возможно не выходя из дома. И сложилась курьёзная ситуация, когда историки по прежнему работают на государство и пишут под заказ, а частные граждане видя что это неправда, занимаются частными изысканиями, которые более объективные, чем работы профессиональных историков. И это неправильная ситуация.
- ИДЕОЛОГИЯ
Проблема заключается в том, что российская / советская историческая наука никогда не была независимой и всегда шла (и идёт) в фарватере государственных интересов российских элит / советской идеологии. Другими словами, в России историк по сути солдат на идеологической войне, и любое отклонение от избранной линии — предательство Родины и дезертирство со всеми вытекающими последствиями.
В отличии от Запада, где историк — это профессия, и репутация важнее. Западное общество в принципе про эгоизм, и никто не будет жертвовать своим будущем ради некоего общественного блага по имени Родина.
- СОВРЕМЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Конфликт Польши и России, кроме того, что это давний конфликт двух стран, одновременно это конфликт двух систем ценностей: западной/демократической и российской/советской. Россия, осталась правопреемницей СССР не только по праву наследия, что логично, так как основа СССР была Россия, но, что важно, и идеологию. Россия никак не дала оценку сталинизма и в принципе коммунизму, и поэтому не в состоянии смотреть на этот период отстраненно — они, это мы. И мы не готовы к самосуду. Поэтому, правда о Варшавском восстании, Катыни, пакте Молотова-Риббентропа не будут признаны, т.к. мы не готовы судить себя, а значит не в состоянии быть объективными. И это будет тормозить прогресс государства и его развитие. И так будет продолжаться, пока мы не разделим наше настоящее и наше прошлое, на мы сейчас, и они тогда, и не дадим историкам быть историками, объективно описывая те события, и пока не возникнет гражданский диалог, а вместе с ним и гражданское общество.
И для российских историков тема Варшавского восстания, безусловно, вызов в этих условиях!
1 августа 1944 — 1 августа 2022
Варшава-Вильнюс-Москва