Вахта Памяти. День 10

6 ноября 2019 | 09:11
Автор: @botkind

21 августа 2019 года (среда). Глинковский район. Смоленская область. Россия.

ДЕНЬ 10

Литовский камуфляж
У солдата выходной…

Посёлок Глинка (районный центр, к слову) производит настолько угнетающее впечатление, что даже сложно поверить, что так можно жить. Поэтому, я взял выходной (в любом случае спина не даёт полноценно работать) и поехал смотреть как живут люди в России: Ельня, Дорогобуж, и место, которое давно хотел посетить — Соловьёва переправа (ссылка на статью в Википедии — тут).

Карта Смоленской области
Маршрут путешествия: A-D 110 километров (A-лагерь, B-Ельня, C-Дорогобуж, D-Соловьёва переправа)

Для тех, кто не хочет читать Википедию, краткая справка:

Соловьёвская переправа или Соловьёва переправа — одна из пяти переправ на реке Днепр, через которые поддерживали коммуникации с тылом, а затем выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения (1941). Переправа находится в деревне Соловьёво Кардымовского района Смоленской области недалеко от Старой Смоленской дороги.

По разным данным на Соловьёвской переправе погибло от 50 000 до 100 000 советских солдат и офицеров.


В принципе, я увидел всё то, что и ожидал увидеть — нищие города, плохие дороги и запущенные памятники героям войны, которым “вечная память”.

Немного Ельни с центральной дороги. В принципе, это мог бы быть очень красивый город!

Въезд в Ельню
Въезжаю в Ельню
Дома на центральной улицы Ельни
Очень красивое здание (могло бы быть)
Двухэтажный дом в Ельне
Симпатичный жилой дом, который мог украсить город, если бы не фасад
Одноэтажный старинный домик в Едьне
Ещё один потенциально симпатичный домик
Ещё одно здание позапрошлого века в Ельне
И ещё. Я удивился, как много в Ельне красивых зданий! К сожалению, всё в городе в очень печальном состоянии (как, собственно, и в стране)…

И памятники нашим солдатам, у города воинской славы, где рождалась гвардия…

Мемориал на месте боёв в Ушаково
Это я не специально искал, где что-то не так с памятниками, чтобы тыкать пальцем — это везде так. В хорошем состоянии, за всю свою поездку по России, я так ни одного памятника и не увидел

И это всё так контрастирует с пафосом “Бессмертного полка” и 9 мая. Сколько отсюда до Москвы? Километров 300? На хороших московских машинах несколько часов езды. Т.е. кто эти 1 000 000 человек (один миллион), который в Москве идёт в составе “Бессмертного полка” каждый год 9 мая? Где эти люди? Почему могилы в таком состоянии?

Или “Бессмертный полк” это уже нечто религиозное, и больше напоминает крестовый ход — нечто близкое по сути к воскресной исповеди, когда исповедовался, очистился — греши дальше? Мне отсюда, из под Ельни, под которой ценой неимоверного количества человеческих жизней пытались остановить врага, и не пустить его к Москве, сложно укладывается в голове то состояние могил наших солдат, которое я сегодня видел, как и в целом такое отношение к своей истории граждан Российской Федерации. Которые, опять же, декларативно чтут эту память: как бы помнят, и как бы гордятся. Но всё это больше похоже на лицемерие.

Опять же вспоминая Польшу, к которой столько претензий по поводу памятников советским солдатам — в Польше наши военные захоронения в разы в лучшем состоянии, чем в самой России! А про Прибалтику, в которой “маршируют эсэсовцы”, и говорить нечего — памятники советским солдатам там просто в идеальном состоянии (за Литву ручаюсь точно), и это при том, что для Прибалтики солдаты Красной армии вовсе не воины-освободители!


Что в Ельне, что в Дорогобуже (вроде как туристические города должны быть) я так и не смог найти центра города — знаки отсутствуют, как категория. И это касается всей России — знаков, указателей нет.

Класс придорожного кафе тоже отсутствует. Мне так и не удалось нигде перекусить на протяжённости всего пути. И это тоже показатель экономического положения страны — малого бизнеса нет. Не видел я и мотелей, хороших заправок (из-за чего чуть было не встал на пустом баке, потому что те заправки что были выглядели настолько ужасно, что я заезжать на них не хотел), указателей на достопримечательности, деревенские усадьбы, музеи тоже нет — нет ничего. И это самый западный регион России, который находится на трассе М1. Что творится, например, в Псковской области даже страшно представить. Хотя куда хуже?


Но больше всего поразила Соловьёва переправа — место жестоких боёв, место нашей воинской славы, место, где погибали наши деды. Я ожидал там увидеть величественный мемориал, красивый музей, саму переправу, кафе и гостиницы — мы же помним, мы же скорбим, да и Москва рядом — москвичи же на выходные любят выезжать за город, а тут не так далеко. Ну и опять же тот “Бессмертного полка” на миллион человек, про что-то большее, наверное, чем про то, чтобы просто пройтись по Тверской в едином порыве…

По дороге на Соловьёву переправу. Днепр
Мост через Днепр, за ним Соловьёво и переправа

Я даже не могу передать уровень запущенности Соловьёвой переправы словами. Да, стоит главный мемориал, и даже горит вечный огонь, но мемориал разваливается физически, хотя видно, что построен он не так давно. Всё выглядит ужасно неопрятно, за мемориалом не следят, дорожки провалились, плитка отвалилась… Да и само качество и проекта, и материалов вызывает большие вопросы.

Памятный комплекс Соловьёва переправа
Это только иллюзия, что всё аккуратно. Кроме того, что это некачественная безвкусица, там всё отваливается. Слева видно огороженное пространство где провалилась плитка
Церковь у Соловьёвой переправы
Даже на фото видно, что углы у панно (или как тут это назвать) справа уже отсутствуют

Но этот мемориал, который на центральной дороге, реально бои шли немного ниже по течению Днепра — еду искать. Указателей нет, вообще. Нахожу детей в деревне, спрашиваю дорогу. Говорят, езжайте за нами, покажем. Дальше всё расскажут фотографии — это дорога к нашей памяти.

Карта подъезда к Соловьёвой переправе
Вот она — переправа! Справа мост через Днепр по которому я приехал из фотографии выше. В левом верхнем углу памятник с предыдущей фотографии, ну и качество подъезда к переправе даже с такой высоты хорошо видно…
Соловьёва переправа с высоты птичьего полёта
Я подъезжал по той дороге, что правее, дети сказали она лучше
Дорога к переправе через Соловьёво
Мои провожатые и дорога к переправе
Выезд из Соловьёво к переправе
Дорога всё хуже
Конец дороги
Местами выходил на разведку, чтобы проверить глубину луж
Volvo s40 в полях
Дорогами славы, так сказать… Не увидишь такого отношение к своей воинской славе своими глазами — не поверишь! Я бы и сам не поверил, если бы мне рассказали…
Выезд на переправу
Подъезжаем. Впереди ещё одна лужа, но я решил больше не рисковать и оставил машину здесь
Соловьёва переправа
И вот она переправа!

Вот тут и погибали наши деды!

Некошеная трава, болото, коровьи лепёшки, мусор, несколько кострищ, и среди всего этого в траве стоит памятник (сама горка на котором стоит памятник, вроде побрита, но тоже не сильно аккуратно). В общем, всё это надо видеть своими глазами.

Памятник у Соловьёвой переправы
Надо сказать, что памятник с расстояния выглядит вполне себе прилично, но это пока к нему не подходишь близко

Дал детишкам на мороженое 500 рублей и отпустил. Всё-таки хорошая молодёжь в России растёт!

И пейзажи днепровские. Красота-то какая вокруг…

Днепр в месте переправы
Днепр вниз по течению
Днепр у переправы вверх по течению
Днепр вверх по течению
Памятный знак у переправы
Вид на Днепр с памятника
Видно, что памятник недавно был покрашен, но это его не сильно спасает — качество материалов даёт о себе знать

Постоял немного на берегу Днепра (красивое место), и поехал обратно в лагерь. Ах да, была ещё попытка найти музей посвящённые переправе: я слышал, что он тут есть, но мне сказали местные, что его закрыли. Вот тебе и “никто не забыт”.


Ладно, пора домой. От Старой Смоленской дороги вниз на Глинку ведёт вполне себе, судя по карте, приличная дорога, которую навигатор и рекомендует в первую очередь.

Карта дороги от Соловьёвой переправы к Глинки
Но это была шутка — дороги там нет)

Всего то 60 км и я на месте, обрадовался я, и свернул на эту дорогу, которая оказалась ещё и асфальтовой. Но не тут-то было! Сначала закончился хороший асфальт и начался плохой асфальт. Потом закончился плохой асфальт, но началась хорошая просёлочная дорога. Потом закончилась хорошая просёлочная дорога и началась плохая просёлочная дорога. Но потом закончилась и она! А я же не на джипе —у меня машинка низкая. И стою я такой в чистом поле, красота, птички поют, солнышко светит!

Дороги в России
Фотография не передаёт глубины ям, тем более это не самый ещё сложный участок))

А я ещё и без троса, без крюка, и без связи. В какой-то момент понимаю, что надо разворачиваться, возвращаться на Старую Смоленскую, и ехать обратно по уже протоптанной дороге на Дорогобуж и Ельню. Приличный крюк, но это лучше, чем здесь увязнуть, пусть и в 20-и километрах от лагеря.

Но тут, в задние зеркала, я вижу резво меня нагоняющий УАЗик (к слову, это была единственная машина, которую я там встретил). Останавливаю. Спрашиваю, доеду ли я по этой дороге до Глинки. Колоритный водитель долго и внимательно меня рассматривает (при этом на мою машину даже не посмотрел), и говорит такой уверенно: “Ты — проедешь!”. “Только потрясёт немного” — добавил он.

Короче, я понял, что в России всё решает не техника, а характер! И я проехал. Правда был момент, когда колея была настолько глубокой, что машина, буквально, боком на двери ложилась (там не до фотографий было). Но, я доехал. Бонусом, встретил в лесу солдат с автоматами. Сидят такие в камуфляже на обочине, я было подумал кто-то из наших отрядов транспорта ждёт, начинаю притормаживать, чтобы спросить, может чем помочь надо, поворачиваются — все с оружием в руках)) Как-то много оружия в моей жизни вдруг стало)

Люди с автоматами на дороге
Потом впереди ещё двоих с автоматами встретил — видимо учения

А вечером был фестиваль посвящённый дню российского флага. Точнее сам день российского флага завтра, но мы отмечали почему-то сегодня. В принципе очень мило и мне понравилось, но опять же, мне показалось, что было очень много милитаризма и агрессивного патриотизма. Прямо перебор, учитывая, что половина лагеря дети.

Начало торжественной линейки
Выступление одного из поисковых отрядов
Поисковый отряд из Иркутска показывает номер
Наследники Победы из Вязьмы
Поисковики в русских национальных одеждах
День российского флага
Российский флаг над палаткой
Гордо реет над нами, нашей Родины знамя (с). Водрузил я на свою палатку российский триколор, который мне подарили и пошёл спать!

Продолжение