Вахта Памяти. День 10
21 августа 2019 года (среда). Глинковский район. Смоленская область. Россия.
ДЕНЬ 10
Посёлок Глинка (районный центр, к слову) производит настолько угнетающее впечатление, что даже сложно поверить, что так можно жить. Поэтому, я взял выходной (в любом случае спина не даёт полноценно работать) и поехал смотреть как живут люди в России: Ельня, Дорогобуж, и место, которое давно хотел посетить — Соловьёва переправа (ссылка на статью в Википедии — тут).
Для тех, кто не хочет читать Википедию, краткая справка:
Соловьёвская переправа или Соловьёва переправа — одна из пяти переправ на реке Днепр, через которые поддерживали коммуникации с тылом, а затем выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения (1941). Переправа находится в деревне Соловьёво Кардымовского района Смоленской области недалеко от Старой Смоленской дороги.
По разным данным на Соловьёвской переправе погибло от 50 000 до 100 000 советских солдат и офицеров.
В принципе, я увидел всё то, что и ожидал увидеть — нищие города, плохие дороги и запущенные памятники героям войны, которым “вечная память”.
Немного Ельни с центральной дороги. В принципе, это мог бы быть очень красивый город!
И памятники нашим солдатам, у города воинской славы, где рождалась гвардия…
И это всё так контрастирует с пафосом “Бессмертного полка” и 9 мая. Сколько отсюда до Москвы? Километров 300? На хороших московских машинах несколько часов езды. Т.е. кто эти 1 000 000 человек (один миллион), который в Москве идёт в составе “Бессмертного полка” каждый год 9 мая? Где эти люди? Почему могилы в таком состоянии?
Или “Бессмертный полк” это уже нечто религиозное, и больше напоминает крестовый ход — нечто близкое по сути к воскресной исповеди, когда исповедовался, очистился — греши дальше? Мне отсюда, из под Ельни, под которой ценой неимоверного количества человеческих жизней пытались остановить врага, и не пустить его к Москве, сложно укладывается в голове то состояние могил наших солдат, которое я сегодня видел, как и в целом такое отношение к своей истории граждан Российской Федерации. Которые, опять же, декларативно чтут эту память: как бы помнят, и как бы гордятся. Но всё это больше похоже на лицемерие.
Опять же вспоминая Польшу, к которой столько претензий по поводу памятников советским солдатам — в Польше наши военные захоронения в разы в лучшем состоянии, чем в самой России! А про Прибалтику, в которой “маршируют эсэсовцы”, и говорить нечего — памятники советским солдатам там просто в идеальном состоянии (за Литву ручаюсь точно), и это при том, что для Прибалтики солдаты Красной армии вовсе не воины-освободители!
Что в Ельне, что в Дорогобуже (вроде как туристические города должны быть) я так и не смог найти центра города — знаки отсутствуют, как категория. И это касается всей России — знаков, указателей нет.
Класс придорожного кафе тоже отсутствует. Мне так и не удалось нигде перекусить на протяжённости всего пути. И это тоже показатель экономического положения страны — малого бизнеса нет. Не видел я и мотелей, хороших заправок (из-за чего чуть было не встал на пустом баке, потому что те заправки что были выглядели настолько ужасно, что я заезжать на них не хотел), указателей на достопримечательности, деревенские усадьбы, музеи тоже нет — нет ничего. И это самый западный регион России, который находится на трассе М1. Что творится, например, в Псковской области даже страшно представить. Хотя куда хуже?
Но больше всего поразила Соловьёва переправа — место жестоких боёв, место нашей воинской славы, место, где погибали наши деды. Я ожидал там увидеть величественный мемориал, красивый музей, саму переправу, кафе и гостиницы — мы же помним, мы же скорбим, да и Москва рядом — москвичи же на выходные любят выезжать за город, а тут не так далеко. Ну и опять же тот “Бессмертного полка” на миллион человек, про что-то большее, наверное, чем про то, чтобы просто пройтись по Тверской в едином порыве…
Я даже не могу передать уровень запущенности Соловьёвой переправы словами. Да, стоит главный мемориал, и даже горит вечный огонь, но мемориал разваливается физически, хотя видно, что построен он не так давно. Всё выглядит ужасно неопрятно, за мемориалом не следят, дорожки провалились, плитка отвалилась… Да и само качество и проекта, и материалов вызывает большие вопросы.
Но этот мемориал, который на центральной дороге, реально бои шли немного ниже по течению Днепра — еду искать. Указателей нет, вообще. Нахожу детей в деревне, спрашиваю дорогу. Говорят, езжайте за нами, покажем. Дальше всё расскажут фотографии — это дорога к нашей памяти.
Вот тут и погибали наши деды!
Некошеная трава, болото, коровьи лепёшки, мусор, несколько кострищ, и среди всего этого в траве стоит памятник (сама горка на котором стоит памятник, вроде побрита, но тоже не сильно аккуратно). В общем, всё это надо видеть своими глазами.
Дал детишкам на мороженое 500 рублей и отпустил. Всё-таки хорошая молодёжь в России растёт!
И пейзажи днепровские. Красота-то какая вокруг…
Постоял немного на берегу Днепра (красивое место), и поехал обратно в лагерь. Ах да, была ещё попытка найти музей посвящённые переправе: я слышал, что он тут есть, но мне сказали местные, что его закрыли. Вот тебе и “никто не забыт”.
Ладно, пора домой. От Старой Смоленской дороги вниз на Глинку ведёт вполне себе, судя по карте, приличная дорога, которую навигатор и рекомендует в первую очередь.
Всего то 60 км и я на месте, обрадовался я, и свернул на эту дорогу, которая оказалась ещё и асфальтовой. Но не тут-то было! Сначала закончился хороший асфальт и начался плохой асфальт. Потом закончился плохой асфальт, но началась хорошая просёлочная дорога. Потом закончилась хорошая просёлочная дорога и началась плохая просёлочная дорога. Но потом закончилась и она! А я же не на джипе —у меня машинка низкая. И стою я такой в чистом поле, красота, птички поют, солнышко светит!
А я ещё и без троса, без крюка, и без связи. В какой-то момент понимаю, что надо разворачиваться, возвращаться на Старую Смоленскую, и ехать обратно по уже протоптанной дороге на Дорогобуж и Ельню. Приличный крюк, но это лучше, чем здесь увязнуть, пусть и в 20-и километрах от лагеря.
Но тут, в задние зеркала, я вижу резво меня нагоняющий УАЗик (к слову, это была единственная машина, которую я там встретил). Останавливаю. Спрашиваю, доеду ли я по этой дороге до Глинки. Колоритный водитель долго и внимательно меня рассматривает (при этом на мою машину даже не посмотрел), и говорит такой уверенно: “Ты — проедешь!”. “Только потрясёт немного” — добавил он.
Короче, я понял, что в России всё решает не техника, а характер! И я проехал. Правда был момент, когда колея была настолько глубокой, что машина, буквально, боком на двери ложилась (там не до фотографий было). Но, я доехал. Бонусом, встретил в лесу солдат с автоматами. Сидят такие в камуфляже на обочине, я было подумал кто-то из наших отрядов транспорта ждёт, начинаю притормаживать, чтобы спросить, может чем помочь надо, поворачиваются — все с оружием в руках)) Как-то много оружия в моей жизни вдруг стало)
А вечером был фестиваль посвящённый дню российского флага. Точнее сам день российского флага завтра, но мы отмечали почему-то сегодня. В принципе очень мило и мне понравилось, но опять же, мне показалось, что было очень много милитаризма и агрессивного патриотизма. Прямо перебор, учитывая, что половина лагеря дети.