21. Реформа образования

26 марта 2022 | 05:03
Автор: @botkind

Высококлассные специалисты / учителя в деревенских, сельских и городских школах (особенно небольших городов) важный элемент в формировании нового типа общества. Сейчас положение в регионах настолько плачевно, что ориентиров у молодёжи практически нет: низкие зарплаты родителей, бедность вокруг, социальное окружение, домашняя обстановка (часто пьянство и насилие в семье), пример сверстников во дворах, большое количество тех, кто сидит — тюремная романтика тема для отдельного разговора, неблагоустроенные дворы и т.д. — лишают молодёжь любой мотивации учиться, и, в принципе, образование не является чем-то престижным. Для детей из регионов единственная возможность выйти на новый уровень — уехать в Москву. Но, Москва не для всех, и не для каждого, да и неправильно это забирать всё лучшее у регионов, в данном случае про утечку мозгов речь — к тому же Москва, это совершенно другая энергетика и экология, смена обычного уклада жизни. Поэтому очень важно показать детям, что всё в их руках (тем более параллельно будут вводиться другие программы развития в регионах).

  • Создание нового (именно новопостроенного) педагогического университета на 20,000 студентов — 5,000 студентов курс;
  • В университете только лучшие российские преподаватели — по сути элитное образование;
  • Усиленное изучение иностранного языка и 2-х летняя практика (1 год учёба в университете там + 1 год работа в школе) в одной из школ Западной Европы, Канады или Америки за счёт университета;
  • Всё это бесплатно при условии, что 10 лет после окончания университета человек обязуется отработает в сельской школе по распределению;
  • В школе у учителя будет высокая зарплата — от 150,000 рублей (между регионами и Москвой разницы быть не должно). Во-первых, не должно быть дискриминации среди учителей в зарплатах по региональному признаку и человек в деревенской школе должен получать такую же зарплату, как учитель в Москве;
  • Высокая зарплата в регионе важный элемент процесса, покажет престиж профессии, и деньги которые для регионов очень большие, но которые можно заработать. Т.е. дети в школе уже будут понимать, что жить хорошо можно и в родном городе, если будешь хорошо учиться;
  • Для пришлых (командировочных) учителей коттеджный посёлок с красивыми одноэтажными домиками с обязательной охраной, учитывая, что учителя обычно женщины, а в данном случае это будут молодые девушки. С одной стороны это про безопасность, с другой про формирование новой элиты в регионах;
  • Полиция должна особенно бдительно следить за безопасностью учителей — в регионах может быть сложная ситуация;
  • Преподаватели иностранного языка — носители (Англия, США, Канада для английского, Германия для немецкого и т.д.). Больше даже не для изучения языка, сколько пример поведения. Иностранцы, например, совершенно по другому будут относится к вопросу мусора (не позволят себе мусорить на улице) и это будет примером для ребят на местах;
  • В новом университете студентов одновременно будут готовить и к административной работе. Цель, в течении 15-20 лет заменить естественным образом весь руководящий состав школ (директоров, завучей) на выпускников нового университета;      

Подавляющее число жителей России живёт в регионах, при этом уровень жизни регионов оставляет желать лучшего даже в областных центрах, в районных же центрах всё ещё хуже. Те люди, которые имеют какие-либо амбиции вынуждены покидать родные места и уезжать за лучшей жизнью в Москву (либо другие большие города). Остальные, в основе своей, выживают. 

Одна из основных целей реформы вернуть в регионы жизнь, и сделать их приятными для проживания:

  1. Хорошие жилищные условия: новые (либо реновированные) многоквартирные дома, новое частное жильё;
  2. Высокие зарплаты: минимальная зарплата в российских регионах должна начинаться от 120,000-150,000 рублей;
  3. Качественная медицина: во всех районных центрах должны быть построены новые больницы в которых будут работать квалифицированные сотрудники на современном оборудовании. Всё основное лечение люди должны получать по месту жительства, и только в крайних случаях лечиться в областных центрах, в которых будут более специализированные отделения в больницах;
  4. Красивые аккуратные города, сёла, дороги, которые должны радовать глаз живущих в этом городе;
  5. Развитие туризма;
  6. Инвестиции в регионы;
  7. Миграция;

В регионах царит разруха и нищета, и люди получают 12,000-15,000 рублей (40,000 считается очень хорошей зарплатой), при том, что зарплаты в регионах уже давно должны были быть на уровне 120,000-150,000 рублей. 

Всё это приводит к деградации населения, либо к его миграции на заработки в Москву. Ветшают и сами города. 

Задача реформ состоит в том, чтобы вдохнуть в регионы жизнь, и сделать их пригодными для жизни. 

Реформа школьного образования я выделил отдельно, так как только школа может изменить образ мышления и дать детям новые ценности. 

И пока будут готовится и проводится реформы полиции, здравоохранения, благоустройства, которые должны будут изменить вид регионов, плюс проводится экономическая реформа (туризм, промышленность, малый бизнес, привлечение инвестиций и т.д. — т.е. то, что позволит регионам начать много зарабатывать) важным моментов является подготовка нового общества

Это не значит, что надо списать всех взрослых в регионах, конечно нет, и именно их руками начнутся реформы, но воспитание ребёнка процесс долгий и сложный, и тот, кто сегодня родился закончит школу только через 18 лет, поэтому школьное образование должно начаться максимально быстро. 

Его цель:

  1. Умные образованные люди;
  2. Люди с новым образом мышления;
  3. Люди с новыми ценностями;
  4. Люди с новой моделью поведения;

Т.е. из школы должны выйти люди с совершенно новым набором качеств. Безусловно, нельзя каждого ученика подготовить к вступлению в МГУ, у этой реформы такой цели и нет, но задача в том, чтобы выпускники были честными, думающими, культурными молодыми людьми, для которых главными добродетелями были закон, порядок, справедливость. И тогда, кем бы не стал этот выпускник в будущем: президентом или трактористом не важно, он будет честно выполнять свои обязанности, а именно этого качества так не хватает современной России.  

Самое главное это должны быть люди, которые смогут воспользоваться плодами реформ и дальше стать движущей силой этих реформ. 

Как этого можно добиться:

  1. Новые молодые учителя из лучших педагогических ВУЗов (Москвы). В Москве люди по определению более развитые и обладают намного более широким кругозором, чем в регионах. Плюс, молодые учителя всегда более активны и склонны к тому, чтобы делиться знаниями и опытом;
  2. Учителя иностранных языков должны быть носителями этих языков. Смысл не в том, чтобы язык выучить (в школе изучение языка во многом формальность, это видно по тому как в России не знают иностранных языков даже на элементарном уровне), но нативы должны пробудить интерес к иностранному языку, и самое главное, сам носитель должен стать проводником новых культурных месседжей. В маленьком городке американский учитель будет на виду, люди будут наблюдать за ним, отмечать его поведение, это всегда полезно, особенно в таком замкнутом и нетолерантном обществе, как российское;
  3. Культурный обмен. В каждом классе будет возможность отправиться в другую страну на несколько месяцев учиться в школу и жить в приёмной семье. Тоже самое будет и в обратном направление — из той страны будут приезжать ученики и жить в российских семьях, ходить в простую российскую школу. Это будет потрясающий опыт по обмену культурами. Например, в городке с населением 5,000 человек обычно 2 школы, в которых будут обучаться по обмену по 20 иностранцев в год! И столько же детей из этого города будут учиться в Испании, Китае, Франции, Сингапуре, Польше, Швеции, Австралии, Канаде каждый год. Какой опыт они привезут! И так повсюду в России! 
  4. Новые программы обучения, где фокус будет не столько на знаниях, сколько на моделях поведения (особенно это касается начальной школы). Т.е. задача учителя будет не столько давать знания, сколько на самом примере поведения учеников, а также своим примером, учить их законам общения! Это очень непростое дело, по сути новая дисциплина, и новый подход;
  5. Все школы должны быть новыми и светлыми, как символ новой другой страны, это очень важно;
  6. Учить честности, и быть самим честными;
  7. Избавлять от псевдопатриотизма и заменять патриотизмом;
  8. Учить уважению (законов, частной собственности, чужого пространства);
  9. Учить свободе и ответственности;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Как и в случае с полицией, здравоохранением и с благоустройством ресурсы придётся (просто потому что их нет) растить по тому же самому алгоритму:

Постройка абсолютно нового педагогического университета! 

Причин, почему нужно строить новый университет несколько:

  1. Это позволит отстраниться от существующей номенклатуры;
  2. Ни один из имеющихся университетов нельзя перестроить под нужды всей страны, т.к. они создавались под свои локальные задачи, и просто так забрать какой-либо московский педагогический ВУЗ под свои задачи как? Там сейчас есть свои студенты, преподаватели, что с ними делать? 
  3. Поэтому проще построить новый ВУЗ в чистом поле, под свои специфические задачи, и который будет независим от внешнего воздействия. По сути Министерство просвещения (та самая номенклатура) этот ВУЗ будет контролировать лишь формально;
  4. Также новый ВУЗ сразу будет избавлен от проблем связанных с внутриуниверситетской номенклатурой — нужен полностью новый коллектив;
  5. Новый ВУЗ опять же это символ новой России и её новых ценностей — большие светлые аудитории с огромными окнами, вокруг лес, велодорожки, красивые общежития коттеджного типа — чтобы учить жить по-новому детей, будущие педагоги сами должны научиться жить по-новому! У нового университета именно эта функция самая главная!

Итак, в чистом поле, строиться элитный университет, в котором будут готовится кадры для всех школ России — элита. Одного университета, конечно, не хватит для того, чтобы вырастить и воспитать учителей для всех школ, их слишком много. Да и не стоит задача одномоментно поменять всех старых учителей на новых, это приведет к недовольству и социальному взрыву. 

Задача университета другая, а именно, готовить будущий руководящий состав для министерства просвещения, преподавателей для педагогических университетов страны и их руководителей, директоров и завучей школ. 

Но, эти люди начнут покорять карьерные лестницы с самого низа, и всё же их главное призвание будет — быть учителем в первую очередь. 

Университет будет построен на 20,000 студентов (1 курс — 5,000 человек), и будет полностью идентичен обычному педагогическому ВУЗу, для откатки программ, которые потом будут введены и педагогические ВУЗы по всей стране. 

Для сравнения, в МПГУ (Московский Педагогический Государственный Университет) проходят обучение 14,000 студентов. 

Студенты будут изучать все обычные дисциплины, которые изучают и в обычных ВУЗах, но с упором на новые ценности. Т.е. будущих учителей будут учить новым ценностям и то, как эти ценности доносить до учеников. Кроме того, особенно активно будут изучаться иностранные языки. 

Обучение будет составлять 6 лет: 4 года в России (на 3-м курсе полугодовая практика в российской школе в регионе) и 2 года за границей (1 год обучение в одном из европейских университетов и 1 год работа в школе в той же стране).

  • Т.е. цель, человек должен понять какие стандарты обучения будут заданы: это он поймёт за первые 2 года обучения;
  • Далее, будущий педагог отправляется на практику, для того, чтобы понять что из себя представляет современное региональное образование;
  • И в конце два года за границей, чтобы сравнить эти три подхода: то что есть в России сейчас, то что будет, и то, как это у других — для расширения кругозора и сравнения;

В результате, через 6 лет, Россия получит мощного высококлассного специалиста, готового быть учителем и воспитать новое поколение российских детей!

Первые (новые) учителя появятся только через 10 лет (6 лет обучение + 4 года на строительство нового университета). 

Пока будет строится университет, можно будет начать искать преподавателей для него по всей России, готовить программы, и отправить будущих преподавателей путешествовать по миру на несколько лет — будет хорошо, если будущие преподаватели ознакомятся с разными моделями обучения разных стран. Плюс, будет хорошо, чтобы преподаватели прошли практику и в российских школах в регионах, для понимания того, с чем придётся столкнуться их студентам. 

На срок строительства университета и подготовки первого выпуска (т.е. 10 лет), чтобы не терять времени, 

Что будет происходить в это время?


ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЕЙ

Безусловно, учителя — новая элита, и должны получать много. Именно учителя являются теми, по кому оценивают этот мир ученики и учитель должен быть примером того, что и в регионе можно хорошо и качественно жить: учителя должны жить в красивых домах, хорошо одеваться, ездить на хороших машинах — быть примером. 

Зарплата учителя должна быть в районе 100,000-150,000 рублей вначале реформ и постепенно подняться до отметки 250,000 рублей в месяц, не меньше. И уже сейчас зарплаты учителей в Москве и регионах должны быть одинаковыми.   


В новый университет будут отбирать молодых людей со всей России. Очень важно, чтобы свои сильные кадры возвращались в регионы. 

В сельских школах и городах для молодых учителей будут построены коттеджные посёлки, где они смогут спокойно жить и работать. Очень важно будет обеспечить безопасность учителей, особенно молодых девушек, и за это будет отвечать полиция. 

Очень полезно было бы привлечь к работе на селе московских учителей, которые традиционно имеют более широкий кругозор и могли бы дать детям на селе много полезного. 

Кроме того, хорошо воспитанные девушки (а педагоги, традиционно, женщины) с высокими зарплатами и хорошим вкусом, будут хорошим примером для деревенских/сельских девушек, современной самостоятельной российской женщины. В регионах, где гендерное неравенство особенно сильное, это тоже очень важный момент воспитания.

Как можно дополнительно привлечь специалистов в регионы? Потенциально их можно будет привлечь социальным жильём, т.е., как пример, за 10 лет работы в сельской школе, можно будет получить квартиру в новостройке в Москве. Всё это, при условии, естественно, что контракт будет выполнен. 

Это стимулирует московских учителей на длительные командировки в регионы. Для сельских детей учителя с больших городов это совершенно новый опыт именно поведенческий.  

То же самое будет касаться учителей в регионах, которые смогут получить дом/квартиру в Смоленске (если человек из Смоленска) после 10 лет работы в сельской, либо районной школе. Это не столько ссылка, сколько дополнительная мотивация для молодёжи. Они не обязаны соглашаться. 

Таким образом регионы, особенно сельские школы, получат качественное образование. 

Важно подчеркнуть, что речь здесь идёт о выпускниках нового педагогического университета, где будет совершенно другой уровень образования. Вот именно студентов этого университета будет важно отправить в регионы. 

Один курс — 5,000 человек, т.е. за 10 лет университет выпустит 50,000 учителей. Это кажется мало учитывая, что в России 40,000 школ, но тут важно уточнить, что речь идёт об элитарном образовании, где лучшие студенты будут учиться у лучших преподавателях, плюс с практикой в лучших университетах мира. В бОльшем количестве произвести подготовку таких кадров будет просто невозможно. 

Во-первых, строить университет, скажем, на 50,000 студентов будет нерентабельно, т.к. такой огромный университет через 20-30 лет уже будет не нужен, к тому откуда взять такое количество преподавателей? Во-вторых, какой бюджет будет у иностранных стажировок? И готовы ли будут иностранные университеты и школы принимать такое количество российских студентов?  

Да, есть университет Лунд, где 40,000 студентов и 7,600 преподавателей! Но это университет с древними традициями и очень серьёзной репутацией. Он строился веками (основан в 1666 году), и наш новый университет в поле. Просто не потянем ни строительства, ни подготовки такого количества преподавателей. 

И не надо, задача этого университета вырастить элиту. Они не будут раздаваться по школам в одиночку, возможно точечно по 2-3 человека на школу, для того, чтобы эффект был максимальным. Их задача завести школу, вдохнуть в неё жизнь, наработать методики, которые уже будут поставлены на поток в обычных педагогических университетах.  

Важно ещё подчеркнуть, что все изменения будут проходить эволюционным путём, т.е. не будет разделение на плохое образование и хорошее, как не будет и деление на старых учителей и их замены на новых — не будут выкидываться преподаватели и учителя, как ненужный хлам, школа будет обновляться постепенно. 

Поэтому одного университета вполне хватит, чтобы задать темп и стандарты для всей страны и всех её педагогических университетов.

Подпишитесь на наши новости

Пожалуйста, подождите...

Благодарим за подписку!